Антикоррупционный комплаенс
Аналитическая справка по результатам анализа коррупционных рисков в деятельности ТОО «Управляющая компания индустриальных зон Алматинской области».
22.01.2025г. | г. Конаев |
Внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности ТОО «УКИЗ Алматинской области» (далее — Товарищество) проведен в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции», типовыми правилами проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденный приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12 и методическими рекомендациями по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков — 2021 года.
Основание проведения внутреннего анализа коррупционных рисков:
Приказ И.о. генерального директора Товарищества «о проведении внутреннего анализа коррупционных рисков» в ТОО «УКИЗ Алматинской области» от 22.01.2025 года. № 14-П
— Период проведения анализа с 22.01.2025 года по 05.02.2025 года.
— Анализируемый период: 2024 год.
Внутренний анализ коррупционных рисков был проведен по следующим направлениям:
1) Выявление коррупционных рисков в нормативных документах Товарищества;
2) Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Товарищесива:
3) Выявление коррупционных рисков по линии организации проведения закупок и услуг в интересах Товарищества:
1. Выявление коррупционных рисков нормативных в документах Товарищества:
Единственным учредителём Товарищества является акимат Алматинской области в лице ГУ «УПИиР Алматинской области» (далее учредитель).
Товарищество имеет 6 (шесть ) индустриальных зон на территории Алматинской области.
— ИЗ «Кайрат»
— ИЗ «Береке»
— ИЗ «Казыбек бек»
— ИЗ «Шелек»
— ИЗ «Таскарасу»
— ИЗ «Сункар»
В рамках анализа были изучены внутренние документы Товарищества, в том числе устав и документы, регламентирующие внутренние процессы и процедуры Товарищества. По результатам анализа дискреционных полномочий и положений, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено.
Товарищество осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Гражданским кодексом Республики Казахстан, Бюджетным кодексом Республики Казахстан, Земельным кодексом Республики Казахстан, Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «Об инвестициях», Законом Республики Казахстан «О государственно-частном партнерстве», Уставом Товарищества, а также внутренними нормативными документами Товарищества (правила, инструкции, регламенты, положения о структурных подразделениях и.т.д.).
2. Коррупционные риски в организационно-управленческой деятельности Товарищества:
Основными внутренними нормативным документами, регламентирующим вопросы кадровой политики Товарищества, являются — правила внутреннего трудового распорядка приказ № 47-1 от 04.09.2023г., утверждение положения работы кадровой комиссии № 39-П от 14.09.2023г. утверждение регламента. №31-П от 10.07.2023г.
В ходе анализа была проведена оценка внутренних нормативных актов Товарищества на предмет соответствия требованиям законодательства РК. По результатам анализа отмечаем, что все внутренние процедуры и требования соответствуют нормам действующего трудового и антикоррупционного законодательства Республики Казахстан.
Реализация политики Товарищества в части управления персоналом, управление внутренними нормативными документами, обучение, повышение компетенции, оценка работников, реализация систем мотивации для работников Товарищества, развитие корпоративной культуры, и.т.д. Все функции нашли отражение в должностных инструкциях работников Товарищества.
Фактов совершения работниками Товарищества коррупционных правонарушений уголовного и административного характера не установлено. Фактов наличия/отсутствия конфликта интересов при занятии вакантных должностей не выявлено.
Вновь принятые работники перед приемом на работу проходят проверку, проводимую комплаенс-офицером на наличие сведений о привлечений к уголовной ответственности и другой информации негативного характера.
Анализ кадрового состава Товарищества по состоянию на 05.01.2025г. показал. что в соответствии со штатным расписанием Товарищества, штатная численность 39 единиц, фактическая численность 33 единицы.
В 2024 году уволено- 21 работников, из них по истечению трудового договора — 1, сокращение штатной численности — 4, по соглашению сторон -1, по инициативе работников -15.
Сменяемость кадров в проверяемом периоде составило 52%, что является значительным показателем, одной из причин столь значительного показателя является оптимизация и изменение организационной структуры. Основанием оптимизации штатной численности — является решение Учредителя Товарищества и низкая заработная плата.
Прием на работу осуществляется по заявке руководителя структурного подразделения и размещается на сервисе НeadHunter. Кандидаты заинтересованные в размещенных вакансиях направляли свое резюме на электронный адрес Товарищества. При поступлении кандидата в Товарищество, отделом кадров формируется личное дело, в которое приобщаются данные биографического и социального характера, трудовой деятельности, специальной проверки и другие сведения в соответствии со ст. 32 Трудового законодательства Республики Казахстан. В личных делах всех работников Товарищества имеются справки 0б отсутствии судимости, полученных с базы «Информационный сервис» Комитета правовой статистики и специальных учетов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан.
По результатам проведенного анализа внутренних процедур отбора персонала и кадрового делопроизводства, проверкой не установлены причины и условия, сопутствующих реализации коррупционных рисков при надлежащем исполнении всех установленных требований и процедур.
В целях формирования устойчивого антикоррупционного поведения у работников Товарищества, своевременного выявления коррупционных проявлений и предотвращения их негативных последствий, разработаны и утверждены — Антикоррупционные — стандарты, которые содержат рекомендации, направленные на предупреждение коррупции при подготовке и принятия управленческих и иных решений.
С целью исключения и предупреждения ситуаций, связанных с конфликтом интересов в Товариществе разработана «Политика по выявлению и урегулированию конфликта интересов в ТОО «УКИЗ» Алматинской области.
В 2024 году с целью профилактики конфликта интересов проведено обучающее мероприятие, в ходе которых разъяснены требования внутренних нормативных документов по выявлению и урегулированию конфликта интересов, обсуждены практические ситуации конфликта интересов. Разъяснительная работа в данной области проводится на постоянной основе.
Таким образом, Товариществом принимаются все необходимые меры по профилактике и недопущению ситуации, связанных с конфликтом интересов.
3. Анализ коррупционных рисков по линии организации и проведения закупок работ и услуг в интересах Товарищества.
Товарищество осуществляет процедуры закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственных закупках» от 01.07.2024г. №106-УШ, на основании правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 09.10.2024года №687, а также иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Правила регулируют порядок планирования, организации и проведения государственных закупок товаров, работ и услуг в Товариществе.
Анализом установлено, что основные принципы осуществления закупок, установленных Законом Республики Казахстан «О государственных закупках», таких как открытость и прозрачность процесса закупок, с соблюдением прав и (или) законных интересов поставщиков; добросовестная конкуренция среди потенциальных поставщиков и.т.д., Товариществом соблюдаются.
Государственные закупки проводились на основании утвержденных (уточненных) годовых планов государственных закупок, размещенных на веб-портале:
— годовой план государственных закупок на 2024год, утвержден приказом Генерального директора Шокаевым Н.Е. от 27.12.2023 г. № 72-П и дата утверждения на веб-портале государственных закупок 29.12.2023г.
— Предварительный годовой план государственных закупок на 2024 год, утвержден приказом Генерального директора Товарищества Шокаевым Н.Е. от 18.10.2023г. № 55-П и дата утверждения на веб- портале 18.10.2023год.
В течении 2024 года были внесены изменения и дополнения в план государственных закупок 18 раз.
За 2024 год, согласно годового плана государственных закупок Товариществом запланировано и фактически проведено 107 процедур (124 лотов), способом из одного источника по несостоявшимся закупкам 12 процедур (13 лотов), способом из одного источника путем прямого заключения договора 13 процедур (17 лотов) способом открытый конкурс 4 процедуры (4 лота).
В целях надлежащего соблюдения Товариществом основных принципов и требований законодательства’ Республики Казахстан, обеспечен своевременный и надлежащий контроль за исполнением договоров структурными подразделениями, а также всех требований законодательства, при осуществлении закупок.
Заключительная часть.
Рекомендации:
1. Руководству Товарищества, в случае выявления в нормативно-правовых актах двояких формулировок, — допускающих злоупотребление при толковании, ошибочных отсылов на другие нормативные акты, конфликтов норм и правовых пробелов, инициировать в вышестоящей орган предложения о необходимости их конкретизации. Проводить занятия правового всеобуча по разъяснению действующего законодательства и иных вносимых в него изменений. Проводить разъяснительную работу в коллективе, направленную на формирование нетерпимости к проявлениям коррупции.
2. Рабочей группе на постоянной основе проводить работу по внутреннему анализу коррупционных рисков в деятельности Товарищества, с целью уменьшения коррупционных рисков с соблюдением основных принципов противодействия коррупции в соответствии с Законом Республики Казахстан «О противодействии коррупции»
3. Рабочей группе составить график правового всеобуча по разъяснению действующего законодательства и иных вносимых в него изменений.
4. Результаты проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков разместить на Интернет-ресурсе ТОО «УКИЗ» Алматинской области.
Руководитель рабочей группы:
Комплаенс-офицер Товарищества
М. Игисенов
Члены рабочей группы:
Начальник отдела правового обеспечения и государственных закупок Товарищества
М. Октябрь
Юрист отдела правового обеспечения и государственных закупок Товарищества
C. Омарбеков